В начале 2002 года был принят Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи". Основная идея закона в том, что электронная подпись теперь юридически приравнивается к графической. На информацию, подписанную ЭЦП, распространяются все традиционные процессуальные функции подписи. Что изменилось после принятия данного закона и кто является пользователем электронной цифровой подписи?

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) используется физическими и юридическими лицами в качестве аналога собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью правомочного лица и скрепленного печатью.
Электронный документ - это любой документ, созданный и хранящийся на компьютере, будь то письмо, контракт или финансовый документ, схема, чертеж, рисунок или фотография.
ЭЦП - это программно-криптографическое средство, которое обеспечивает:
- проверку целостности документов;
- конфиденциальность документов;
- установление лица, отправившего документ
По поводу положительных качеств введения ЭЦП спорить не приходится. Понятно, что ЭЦП - это возможность сокращать время сделок: для подписания контрактов, закладных, договоров об аренде и проч., с ЭЦП потребуются не дни, а считанные минуты.
Здесь легко предсказать существенное сокращение трудозатрат в области коммерческого делопроизводства, связанных с необходимостью хранить и обрабатывать массу бумажных документов.
А пользователем ЭЦП, естественно, выгодно быть банковской системе и сфере государственного делопроизводства, а также любому предприятию.
Ведение банковских документов сейчас неразрывно связано с электронной подписью. Электронная подпись - это понятие криптографическое и его нельзя путать с тем же пин-кодом, который действует в сегодняшних идентификационных карточках клиентов банков.
До января 2002 года банковские документы скреплялись электронной подписью, введение ЭЦП на законодательном уровне - это лишь узаконивание уже существующего порядка действия электронной подписи, но на другом уровне.
"Другой уровень" закона выражается, в первую очередь, в том, что теперь ЭЦП является привилегией не только банковской системы, но любого физического лица, желающего пользоваться электронной подписью.
Например, заявка для получения ссуды на строительство дома может быть удовлетворена в течение нескольких часов, а не суток, так как, в отличие от бумажных, документы, подписываемые электронной подписью, могут проверяться полностью в автоматическом режиме.

Основные термины, применяемые при работе с ЭЦП:
Закрытый ключ – это некоторая информация длиной 256 бит, хранится в недоступном другим лицам месте на дискете, смарт-карте, touch memory. Работает закрытый ключ только в паре с открытым ключом.
Открытый ключ - используется для проверки ЭЦП получаемых документов-файлов технически это некоторая информация длиной 1024 бита. Открытый ключ работает только в паре с закрытым ключом. На открытый ключ выдается сертификат, который автоматически передается вместе с Вашим письмом, подписанным ЭЦП. Вы должны обеспечить наличие своего открытого ключа у всех, с кем Вы собирается обмениваться подписанными документами. Вы также можете удостовериться о личности, подписавшей электронной подписью документ, который Вы получили, просмотрев его сертификат. Дубликат открытого ключа направляется в Удостоверяющий Центр, где создана библиотека открытых ключей ЭЦП. В библиотеке Удостоверяющего Центра обеспечивается регистрация и надежное хранение открытых ключей во избежание попыток подделки или внесения искажений.